Группа ПРЕДПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ статьи:  

Статья про Предпоследнее Искушение для Новой Газеты. 2011.03.11.
Вадим Демидов - Сергей Ретивин
Полная версия:

- Вы за последние годы меняли вывески – то просто «Искушение», то вдруг «Джедаи». Зачем вносили путаницу?
- В название «Предпоследнее Искушение» мы не вкладывали абсолютно никакого смысла. Но постоянно находятся люди которые почему-то связывают название нашей группы с фильмом «Последнее Искушение Христа». Представляют нас какими-то сектантами. Это не так. Мы атеисты и дарвинисты. Смотрим по телевизору передачу «Диалоги о животных», Ивана Затевахина. А этот фильм даже не видели! И еще: Существует поговорка: «Как вы лодку назовете – так она и поплывет». Наша лодка по разику заходила в Москву и Питер, пару раз в Тольятти... Хотелось бы дальше и чаще. Возможно, тому виной повышенная текучка кадров в группе. Не успевает гитарист загреметь в армию, как спивается клавишник, потом бас-гитарист сходит с ума, а барабанщик вдруг женится и забивает на инструмент. Казалось, что всему виной неудачное словосочетание – «Предпоследнее Искушение» Пытались менять вывеску, чистить ауру коллектива. Стали «Джедаи». Но на гастроли в Москву, Питер и Париж так и не позвали…

- У вас с Санычем Николаевым, пожалуй, лучший творческий тандем в Нижнем. А как началось сотрудничество?
- Познакомились еще до школы во дворе. Чем парни во дворе занимались – разжигали костры, плавили свинец… Нашли на помойке здоровенный чемодан, и тут появляется Саныч! У меня сразу мысль - а уберется ли он в чемодан? Давай! В чемодан он убрался, кстати, и мы познакомились. Потом долго не виделись. У меня был дружбан, и я обнаружил, что к нему Саныч зачастил, и они ходят заниматься важными делами – подкладывать что-то под трамваи и мучить голубей. Потом я узнал, что у Саныча есть большой аквариум, литров на триста, и в нем живет какой-то голубой кубинский рак! Естественно пошел смотреть. Тогда и сдружились.

- А песни?
- Родители подарили мне магнитофон «Романтик-306», монстр советской промышленности. И еще не умея ни на чем играть, стали с Санычем записывать на него всякую фигню. Затем я поехал в санаторий с одним парнем, который играл на гитаре, и за месяц он мне успел показать все, что умел. Вернулся, и сразу принялись писать альбом! На трех блатных аккордах. Безобразие получалось, конечно. Но весело.

- Откуда тогда черпали идеи?
- Из музыки же и черпали. Круговорот получается. Самое лучшее, что тогда слушали – это Высоцкий. Еще на катушках. А «Аквариум», а тем более «Пинк Флойд», - это гораздо позже. Слушали что было. Попсу, блатняк…

- А ваш фирменный абсурд откуда появился?
- У Саныча здоровый цинизм с детства. Его на рыбалку возьмешь – так он рыбу на запчасти разберет. Показывает: вот сердце, а это селезенка! Ну не обошлось, конечно, без влияния Хармса, Зощенко, Аверченко,…

- А тебя абсурд прикалывает?
- Бытовой абсурд мне как-то не очень. Помню, сломалась ванна, жду сантехника из ЖЭКа. Через три дня приходит - пьяный в ноль, изо лба хлещет кровь! И тащит за собой длинный провод, хотел канализацию прочищать. Я не пустил такого. Ванну сам устроил.

- Саныч очень плодовит, как ты его стихи отбираешь?
- Само как-то отбирается. Пути симбиоза неисповедимы! Есть бессмертные творения. Стоит прочесть - и вот она музыка. Другие ждут своей очереди долго. Но самые лучшие песни у меня, как правило, получаются быстро и легко. Однако большинство его стихов самодостаточны, музыка им даже вредит - в отличие, скажем, от текстов Казановы (Александр Григорьев, лидер группы «Потрогай кактус». «Искушенцы» нередко поют и его вещи. – В. Д.). Саныч стих прочитает и больше ничего не нужно.

- Но ты ведь и сам умеешь сочинять. Зачем чужое?
- Саныч никогда бы не смог написать, к примеру, «Джедаев». Непременно вставил какую нибудь паталогоанатомию! Хотя и для Казановы она нехарактерна. У него ведь в основном слегка вульгарные тексты. Подростковый юмор на уровне тубзика, пистика, жопы и мацать. В общем, мне нравиться! Не хочется чтобы хорошие вещи пропадали! :-)

- Когда ты стал петь вещи Григорьева, то и звучание группы поменялось. Ритм спрямился, гармонии упростились…
- Да и свои вещи стали проще. Другие обычно с возрастом усложняют, а у нас обратный процесс. Начинали слушать музыку с «Кинг Кримсон» и «Пинк Флойд» – а сейчас опускаемся до битлов. Я правда, пока еще их не слушаю, но уже готов морально.

- Годы берут свое, неохота наворачивать?
- Состав меняется. Если играешь с Хирургом (Александр Охлопков, гитарист - В. Д.) – то по любому не будет просто. У него свои надежные тараканы. Всегда непредсказуемый. Я ему объяснял, какой я вижу песню, а он все равно приносил партии с противоположным видением. Порой просто замечательно получалось! Сейчас я почти все один сочиняю. Состав группы более ленивый. Придумают три хороших ноты. И довольны этим. Поэтому все и упростилось.

- А в «Кактусе» ты почему-то играешь на барабанах…
- Вероника (скрипачка группы, жена Сергея Ретивина. – В. Д) безошибочно определяет, когда я был на репетиции с «Кактусом» - я почти не пью, но с ними удержаться невозможно. Трезвых репетиций еще не было, причем начинаем сразу. Но с «Кактусом» я отдыхаю душой. Играю на барабанах – совершенно не напрягаюсь. Голова полностью отключается. Как хорошо иногда быть просто барабанщиком! :-)

- В новом «Искушении» многие моложе тебя на поколение. Как происходит притирка?
- Хорошо. Со старыми то сложнее – они, как правило, уставшие, переигравшие. И денег им сразу подавай, «семью надо кормить», хотя часто играть то и не умеют. Молодых в такую авантюру, как «Искушение», легче втянуть. Но к сожалению, я редко встречал музыкантов, которые с полуслова бы все понимали и чувствовали музыку, так же как я. Например, к нам сейчас вернулся барабанщик Дух – мы с ним еще 90-х играли. С ним комфортно. Ничего не надо объяснять и разжевывать. И хорош был первый басист Белый, с кем когда-то Саныч ходил за сараи кидаться кирпичами и через которого мы сдружились. К счастью есть и другие человеческие ценности, за счет которых группа держиться на плаву. Спасибо за терпение и понимание всем! Поскольку я не всегда бываю дипломатичен. Бываю «тиран и сумасброд»!

- Ваша главная фишка – фрик-шоу. Ты помнишь когда впервые пришла мысль об этом?
- Надо было компенсировать неумение играть. А чем? Дуракавалянием! Первое шоу случилось на первом же концерте – это почему-то было в Рязани. Первый свой танец живота Саныч там и показал. Чуть позже нашли второго шоумена - Адика. Пришли на Минина слушать «Бригаду С», и там стояла фура. На нее взобрался парень и так отплясывал, что вся площадь смотрела на него, а не на Сукачева. Я тогда подумал – нам бы такого кадра. Однажды шли как-то на озеро купаться и встречаем его. Оказалось, он нас тоже знал. Он привел другого моего любимого шоумена – Зураба, колоритного, кавказская кровь. А Костя Фашист появился сравнительно недавно. Но Адика и Зураба пришлось «уволить» – слишком бурные они представления делали, как-то даже разбили Веронике нос. А однажды дошло и до показывания чресел – Адик исполнил свою заветную мечту и на этом завершил свою творческую карьеру. Ведь круче уже ничего сделаешь, предел мечтаний для любого шоумена. Смешно и сташно! Недавно смотрел старое шоу в Кстове – у меня у самого лимфатические узлы воспалились от увиденного. Что там Саныч и Костей выделывали!..

- Занимались любовью?
- Без этого обошлось. Хотя слухи такие нас преследуют. «Искушение» – педики, это мнение распространенное. Помню, выступали в Тольятти. Обещали туда приехать вчетвером, а получилось впятером - Костик присоединился. Нас в номер заселили впятером на четыре кровати, там стояла пятая, но ее просили не занимать. Саныча положили с Костиком. Утром заходили люди, удивлялись, почему двое на кровати, хотя есть свободная. А мы и не оправдывались…

- Вы с Санычем в одной школе учились?
- Да, и в медучилище вместе поступали. Школа у нас была дурацкая, старая. А в училище здорово! Новое здание, много девушек, спортзал и был даже ансамбль. Кстати, в каморке за актовым залом! Я услышал, что репетируют, пришел проситься к ним. Говорят – полный штат. Но я дождался, когда их гитарист заболел и объявился с выученными партиями. Так и остался. Причем постепенно всех оттуда выгнал, привел Белого и началось «Искушение».

- А Веронику когда привел?
- Позже. У нас был безумный скрипач Фокс. Он и привел Веронику. Была разительная разница - она в ноты попадала безо всяких ладов! Скрипку я очень люблю.

- Но в группе, где жена играет – наверное, не всегда просто… Ведь пока ты на репетиции, кто-то должен котлеты жарить.
- Зато всегда под боком скрипачка! А котлеты я могу и сам пожарить. Мне главное чтобы играла хорошо! Эх, чего только не сделаешь для сплочения коллектива!

- Ты много поиграл. Уверен, что уже нет иллюзий. Скажи, какого уровня успех тебя бы сегодня удовлетворил?
- На стадионы, я конечно не рассчитываю. Но не плохо было бы, черт возьми, собирать зал на человек пятьсот! Да и проехаться с концертами «до городу Парижу»! Плох тот солдат, который не хочет стать генералом! Плох тот музыкант который не мечтает быть известным! Но не все так просто. Но у генералов, например, есть свои дети... Не последнюю роль в этом деле играет и его величество случай… Мы то наивно полагали, что изменив название, изменим и карму группы. Но текучка музыкантов возобновилась. Очередной барабанщик вновь женился. Через какое-то время жена дала ему по лицу мокрой тряпкой, и сказала, что на репетицию он больше не пойдет. Вместо этого будет на тещиной дачу крыть крышу. А басиста вдруг посетили пьянство и лень. В общем, тех людей, с кем мы были «Джедаями», уже нет… Поэтому нашли новых музыкантов и вернулись к «Предпоследнему Искушению». Окончательно и бесповоротно!


Отредактированная Вадимом Демидовым газетная версия:
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz